Сайт посёлка Ерцево
Ерцево и окрестности – глазами непосвященных

Информация о железнодорожной ветке Ерцево – Совза, находящейся неподалеку от крупной станции Коноша, нечасто попадала на страницы прессы и интернета. В сообщении, датированном 1997 годом, говорилось, что эта «железка» принадлежит организации со звучным названием «Учреждение ОУ-250». По ветке возят лес, добываемый зеками.
Спустя годы, в начале 2000-х, мы, двое ярославцев, любящих путешествовать по железной дороге, отправились в Ерцево, чтобы узнать, что же там делается.

Ждем мотрису

Ранним ноябрьским утром, сойдя с поезда, сразу ощутили холодное дыхание Севера. Идем на станцию Ерцево-2, откуда должны ходить поезда на Совзу. В диспетчерской, расположенной в небольшом домике, выясняется: пассажирский не ходит уже несколько лет. Время от времени его заменяет тепловоз с пятью грузовыми вагонами. Диспетчер посоветовала нам подойти через час – возможно, поедет автомотриса до озера Воже за рыбаками, 70 километров в одну сторону.

Чтобы скоротать время, осматриваем достопримечательности Ерцева. Главная из них – колония строгого режима. В темное время суток она напоминает елочную гирлянду, так как двойной забор освещен множеством лампочек. Интересно здание больницы – оно, как все местные дома, деревянное, но с колоннами.

С зеками до Мостовицы

Рассвело. Со стороны зоны к диспетчерской подъезжает автомотриса. Из нее выходит молодой машинист. На его тело-грейке написаны имя, фамилия и… номер отряда. Мы в шоке, но вида не показываем. В мотрисе устраиваются немногочисленные пассажиры – две старушки, парень лет двадцати да мы двое. Оказывается, наш транспорт идет до Мостовицы – это 17 верст в сторону Совзы.

Машинист просит пассажиров разместиться в одном углу, поскольку «сейчас сядут лесники». Метров через пятьсот останавливаемся у ворот колонии. В мотрисе размещают две бочки и десять зеков, которых охраняет солдатик с собакой. Их везут на 16-й километр рубить лес.

Едем быстро. Вот и Мостовица! Каждый второй на улице в телогрейке с табличкой. Узнаем неприятную новость: мотриса пойдет в Ерцево только в половине шестого вечера. Очень хочется есть, однако сегодня, увы, воскресенье, а потому магазин закрыт. Как это ни странно, у всех жителей Мостовицы есть телефоны. Дежурная по станции звонит не то Кате, не то Наташе, и специально для нас его открывают. Ассортимент, конечно, не богатый, но перекусить можно.

Дорога в Совзу

Немного подкрепились, и вдруг раздается звонок из Ерцева. Новость для нас радостная – в 11 часов на Совзу пойдет состав и, что главное, сегодня же вернется в Ерцево. Нашей радости нет предела!

Узнаем несколько интересных фактов. Железнодорожная ветка принадлежит МВД России. Раньше она была довольно разветвленной, связывала между собой лагерные поселки.

В 11.30 выходим на пути и всматриваемся вдаль в ожидании поезда. И вот он приближается: видавший виды ТЭМ тащит пять вагонов-рогаток для перевозки леса.

Кое-как размещаемся в тепловозе, в котором и без нас полно народу – дюжина рыбаков и местных жителей. Наши попутчики коротают время за бутылочкой. Вообще складывается впечатление, что горячительные напитки и пиво пользуются в этих краях большой популярностью.

Проехав с полкилометра, слышим испуганный крик помощника машиниста: «Впереди машина!!!». И действительно, метрах в пятидесяти на переезд неспешно вылез КрАЗ-лесовоз и потихоньку начал переваливаться через пути. У нас, непосвященных, одна мысль: «Чего локомотивщики испугались – проскочим!». Но внезапно за кабиной грузовика появился прицеп-роспуск, и, немного побуксовав, машина съехала с переезда буквально в трех-пяти метрах от тепловоза, который не успел даже сбавить скорость. Облегченный вздох в кабине локомотива и густой столб брани над лесом…

Осмотрев позже тепловоз, мы пришли к выводу, что подобные происшествия случались и раньше. Свидетельство тому – помятый топливный бак локомотива. По словам машиниста, это след от столкновения с трактором.

У деревни Свидь высаживаем рыбаков. Располагаемся в кабине поудобнее. И как только машинист умудряется что-то видеть сквозь промерзшие стекла?! На его вопрос, кто мы такие и зачем едем, отвечаем, что путешественники из Ярославля и интересуемся железными дорогами. Локомотивная бригада явно не верит и смотрит в нашу сторону уже подозрительно…

И вот она – цель нашего пути – бывший лагерный поселок Совза! Слева – деревянное здание станции, справа – склады свежеспиленной древесины. Видны остатки заборов бывшей колонии, куски колючей проволоки, развалины бараков.

В обратный путь

Совершив ряд маневров и подобрав несколько вагонов с лесом, наш поезд трогается в обратный путь. На часах 14.00. Да таким темпом мы уже к 17 часам вернемся в Ерцево!

Но не тут-то было. В кабину набивается человек пятнадцать – больше, чем раньше. А ведь надо еще рыбаков у озера забирать! Из-за увеличившегося лесного груза обратно едем медленнее, да и дорога все время в гору. Машинист и помощник поменялись ролями.

Несмотря на 12-градусный мороз, один из нас выходит из кабины, что называется, на улицу. Холодно. К тому же неприятно впечатляет вид вагонов с лесом, сильно раскачивающихся на рельсах.
Подъехали к Мостовице. Здесь предстоят маневры по перецепке вагонов.

Ерцевский вокзал

И вот – Ерцево! Освещенный забор колонии, ставший почти родным, и виднеющийся вдалеке вокзал…

На станцию отправляемся с надеждой на чудо – уехать ближайшим поездом. На часах 20.00. Мороз крепчает.

Наконец заветное окошечко кассы открывается. Станция, оказывается, не подключена к системе «Экспресс-2», и кассир по телефону узнает на какой-то крупной станции (наверное, в Коноше) наличие мест и стоимость билетов. Затем выписывает билет вручную и компостирует его. На все уходит минут 10-15.

Подходит поезд, стоянка – две минуты. На платформе, кроме нас двоих, никого.

Двери вагонов закрыты. Мы подбегаем к первой попавшейся и начинаем стучать. Через минуту – о счастье! – появляется проводница и пускает нас в вагон. Наши места уже кто-то занял. Проводница долго изучает предъявленные ей «доисторические» билеты и все-таки размещает нас в вагоне. Всего восемь часов – и дома. А впечатлений – масса!!!

От редакции

С тех пор, как ярославцы побывали на ветке Ерцево – Совза, там произошли изменения. Главное из них – станцию Совза закрыли. Рельсы, которые когда-то вели к ней, разобрали. На озеро Воже рыбаки добираются на автомашинах. Тем более ценны записи двух ярославских путешественников, свидетельствующие о нашей совсем недавней истории.

Автор статьи: Евгений Стерлин, Павел Лапин
Опубликовано на zdr-gazeta.ru 27 марта 2009
3219 просмотров
Рубрика: О Ерцево
Добавлено: 16 ноября 2010
Быстрая подписка на Email:
rss1
 
Комментариев к материалу нет. Оставьте первый комментарий!
Наверх